ШИЛЛИНГ ГЕРМАНСКИХ КОРОЛЕЙ
Германские «варвары», захватившие Запад, знали и ценили солид уже в середине 6 столетия. Монета с устойчивым весом и твёрдым золотым обеспечением пользовались у них не меньшим, а вернее, большим доверием, чем металлические слитки – основное платёжное средство в «варварской» Европе. Но для нужд поднимающихся из хаоса «тёмных веков» молодых германских государств этой надёжной монеты не хватало. К тому же собственная монетная чеканка была важным средством самоутверждения для вчерашних племенных вождей, въехавших в римские дворцы. И вот появляются «варварские подражания».
Золотые монеты из Венеции, Флоренции, отчеканенные по византийскому образцу. XI в.
Ещё древние кельты чеканили подражания античным монетам. Как тогда, так и теперь у германцев первые «подражания» являются, по сути, грубыми подделками. Вандальский король-пират Гейзерих, обосновавшийся в Северной Африке, а в 455 г. Разоривший Рим, чеканил монеты с именем и портретом римского императора Валентиниана. Никаких существенных изменений в облике монеты при этом не наблюдалось, не считая обычных для «варварских подражаний» грубости начертаний и зыбкости веса. Германские монеты редко удерживались на уровне солида: гораздо чаще они соответствовали мелкой золотой монете – триентису, в треть солида. Так или иначе, примеру Гейзериха последовали его приемники, приспособившие для своих нужд на рубеже 5-6 вв. монеты уже восточного императора, Анастасия. Подобным Образом поступили и правившие Испанией и Южной Галлией вестготы.
Купеческая республика Венеция на севере Адриатики родилась в середине 5 в. Из небольших торговых и рыбацких поселений, куда жители прибрежных областей бежали от войн и варварских нашествий. До 900 г. Венеция находилась под властью Византийской империи и пользовалась византийским солидом. В первые столетия независимости положение не изменилось. Именно благодаря венецианским купцам безант широко распространялся в Европе и на Востоке. Свои первые монеты республика пыталась чеканить по образцу константинопольских.
Именно «варварские подражания» солидам и отчасти ауреусам получили уже к середине 6 столетия германское название «шиллинг». Происхождение этого слова точно не установлено. Одни видят здесь исказившиеся латинское «солид», другие - производное от самоназванием племени вандалов «силинг».
Первым германским властителем, начавшим чеканить «солид» под собственным именем, был могущественный король остготов Теодорих Великий. Под его предводительством остготы в 493 г. Завладели Италией. Теодорих правил в старой резиденции римских императоров Равенне формально как наместник уже упомянутого Анастасия. Это не мешало ему, однако, ни воевать с Византией, ни подделывать византийскую монету. Впрчем, на последнее он, вероятно, приписывал себе законное основание – именно как представитель Константинополя на Западе.
Теодорих учредил три монетных двора – в Равенне, Медиолане (ныне Милан) и Риме. Все они выпускали шиллинги как подражание солиду Анастасия. Имя и лицо императора здесь ещё сохраняются. Но на монету «добита» монограмма – инициал Теодориха (Т). Указано и место выпуска, так что подделками в собственном смысле слова эти шиллинги уже не являлись. Примеру Теодориха со временем последовали и его вестготские сородичи в Испании, а также бургундский король Гундобад. Последний дополнял своей монограммой ту же самую монетную форму Анастасия, Шиллинги Гундобада имели хождение в Бундургундском королевстве вплоть до его падения в 534 г.
Завоевателями Бургундии являлись соседние германцы – франки. К этому времени они уже обладали всей Галлией, которая именно по их племенному названию теперь именуется Францией. Франкское королевство оказалось самым мощным и жизнеспособным из всех «варварских» государств на континенте. Франкские короли по мере сил заботились о развитии культуры и экономики, укрепляли свой международный престиж, первыми из варваров приняли христианство в «римской» версии. К середине 6 в. Некоторые франкские короли уже подумывали об императорском титуле.
В англосаксонских, датских и норвежских землях чеканились монеты, надписи на которых были сделаны рунами – буквами алфавита германцев. Самые старые англосаксонские монеты- скаты – с именами правителей руническим шрифтом чеканились королями Мерсии Падой (655 – 665 гг.) и Этельредом (665 – 704 гг.). Позднее, в 8 – 9 вв. на пенни, чеканившихся в Кенте, встречаются имена королей или монетных мастеров, сделанные руническими буквами. В Скандинавии серебряные денарии, чеканившиеся при короле Свене Эстридсене (1047 – 1076 гг.), сочетали латинские надписи с руническими.
Король Теодеберт, завоевав Бургундию, получил в своё распоряжение готовый монетный двор и довольно развитое денежное обращение. В 544 г. Он принял решение начать чеканку собственной монеты. Золотой шиллинг Теодеберта, приближавшийся по весу к солиду, нёс на себе имя и изображение уже самого короля. Правда, до искусства константинопольских мастеров создателям франкской монеты было весьма далеко. Они так и остались подражателями. С монеты Теодеберта можно бы и начинать историю средневековой монеты Запада, если бы не одно «но». Всё-таки солид казался самим германцам надёжнее шиллинга, а при Теодеберте франкские владения сошлись границами с Византией в Италии. Не выдержав конкуренции, бургундский монетный двор прекратил работу после смерти короля в 548 г.
Серебряный миллиарисий Иоанна Цимисхия 969-976 гг.
Та же судьба в конечном счёте постигла и большинство других германских подражаний – вестготские в Испании, лангобардские в Италии. Одни новые монеты исчезали вместе с породившими их королевствами, другие просто тонули в потоках периодически вбрасывавшегося на Запад византийского золота. Больше посчастливилось монетам серебряным и медным, потребность в которых Византия покрыть не могла. Среди них встречаются действительно интересные образчики: например, чеканившиеся с 7 в. Монеты нескольких англосакских королевств – сначала Мерсии в Центральной Англиии, а затем и других. На них имена королей выбивались не латиницей, а древним германским письмом, рунами, - отсюда название «рунические монеты». Чеканили монеты с руническими надписями вплоть до объединения Англии в 9 в.
Итак, большинство варварских шиллингов «тёмных веков» сошло со сцены монетной истории, не выдержав конкуренции со своим образцом-прототипом. Иная судьба постигла только франкскую монету. Непрерывная работа франкских монетных дворов началась спустя несколько десятилетий после смерти амбициозного Теодеберта. Не ранее 582 г. Вновь заработал монетный двор в бургундских землях. Он чеканил «солиды» с именем и изображением императора Маврикия. «Солид» был подделкой не только по облику, но и по весу – всего около 4 г. И всё-таки он прижился во Франкском королевстве. Тем более что в 7 в. Границы Византии сжались едва ли не до одного столичного города и сообщение с ней Франкского государства ослабло. Король Хлотарь II, правивший с 613 по 629 г., чеканил уже собственную монету «под солид». Правда, весила она ещё меньше – 3,18г. После его смерти полновесные шиллинги вообще чеканить перестали. Но изготовление триенсов и серебряных денариев уже не прекращалось вплоть до наступившей в середине 8 в. Эпохи династии Каролингов, возродивших шиллинг. Однако это уже не «тёмные», а Средние века – заря новой западноевропейской цивилизации.
Триенс – раннеримская бронзовая монета, появившиеся в конце 4 в. До н. э. и весившая около 90 г, или одну треть асса, чем и объясняется её название. Германцы эпохи Великого переселения народов чеканили подражание триенсу. На монетах франков, бургундов, остготов и лангобардов подгрудный портрет императора был сильно искажён, а круговая легенда превращалась в ряд штрихов. В записях франкских законов 7 – 8 вв. триенсы встречаются под названиями denarii.
royalcoins.ru