В годы правления Ивана Грозного (1547-1584) денежное обращение еще обнаруживало некоторые черты, характерные для периода феодальной раздробленности. Несмотря на значительную централизацию монетного дела после реформы 1535—1538 гг. — чеканку только на государственных дворах, унификацию внешнего вида и весовой нормы, введения единых для всего государства трех основных номиналов — пережитки старых традиций сказывались и в организации производства, и в оформлении знаков оплаты.
Между русскими денежными дворами после 1535 г. закрепилось «разделение труда»: Псков и Новгород выпускали только копейку, Моска и Тверь специализировались на денге. Данные ограничения были обусловлены сложившейся к концу XV века территориальной традицией. Были известны два основных ареала (новгородский и московский), в которых определились дензнаки с соответствующими названиями.
Клады времени Ивана IV и Федора I показали, что Московская земля более охотно принимала денгу, занявшую после 1535 года место «московок», а Новгородская и Псковская — копейку, заменившую «новгородку».
Пережитки феодального чекана сказались и на оформлении монет. Сохранилась традиция размещения отдельных букв или сочетаний, обозначавших, вероятнее всего, имена собственные. Употребление знаков денежных дворов еще не практиковалось.
В целом, состояние русского чекана в XVI веке выразительно иллюстрирует характеристику той эпохи, данную В.И. Лениным: «О национальных связях в собственном смысле слова едва ли можно было говорить в то время: государство распадалось на отдельные «земли», частью даже княжества, сохранившие живые следы прежней автономии, особенности в управлении, иногда свои особые войска (местные бояре шли в бой со своими полками), особые таможенные границы и т.д.»
Переломным периодом в организации русского денежного дела считаются 1595-1596 года. Произошла окончательная ликвидация пережитков феодальной раздробленности в монетном производстве. Разнообразные буквенные сочетания уступили место установленным знакам денежных дворов.
Разделение по чеканке московок и новгородок прекратилось, был совершен переход на выпуск основного номинала — копеек. Тем самым традиционному разделению русского денежного обращения на два ареала был положен конец, хотя и в устном счете, и в официальном делопроизводстве следы этого явления сохранялись до конца XVII века. Однообразие оформления монет, единовременное введение новых элементов дизайна (метки двора, легенды с царским именем и отчеством) позволяют думать, что после 1595 года имели место какие-то организационные изменения. Отчетливо прослеживается стремление к централизации денежного дела и устранению пережитков удельного чекана.
Изучение деятельности трех монетных дворов Русского государства второй половины XVI века свидетельствует о том, что в конце данного временного отрезка вновь возрастает значение Московского двора, который переживал упадок с середины до 90-х годов XVI в. Однако его ведущая роль определилась только в правление Бориса Годунова. На втором по значению месте оставался Новгород, а на третьем — Псков.