Как и всегда на чужом аукционе московские книжники сговорились друг друга не поднимать, а, отметив все нужное, купить по максимально низкой цене, а потом разыграть между собой, устроив так называемую «вязку».
Слово это и метод пришли из девятнадцатого века и подробно описано во многих мемуарах книжников, в частности в замечательных Свешниковских «Записках пропащего человека», (вообще, на мой взгляд, интереснейших мемуарах на книжно-антикварную тему), но я все же расскажу о нем здесь. Потому что вряд ли кто-то побежит разыскивать эту книгу, чтобы ознакомиться с технологией, а то, что метод этот уже давно описан и опубликован, освобождает меня от мук совести по поводу выдачи профессиональных секретов.
Суть ее довольно проста и для лучшего объяснения предположим, что на аукционе встретились пятеро знакомых и их всех интересует один лот, а больше никого он не интересует. Ситуация редкая, но возможная, а нам она нужна, чтобы не усложнять схему посторонними вмешательствами и показать ее во всей чистоте, а дальше читатель легко транспонирует ее на аналогичные случаи.
Глупо, усевшись в разные концы зала, рубиться между знакомыми, поднимая все выше и выше того, кто в конечном итоге лот купит и обогащая только сдатчика и аукциониста. Поэтому до начала торгов наши книжники, назовем их условно А, Б, В, Г и Д сговариваются до чего они идут вместе и выбирают одного, кто и покупает этот лот с аукциона, а потом где-то собираются вместе для «вязки» Предположим, что книга куплена за сто рублей. А, Б, В, Г и Д садятся в кружок, и начинает первый (в нашем случае А)
- Даю сто десять.
Все по очереди соглашаются, что тоже готовы уплатить такую цену.
- Даю сто двадцать…
Все опять соглашаются, и так продолжается до тех пор, пока кто-то не спасует, отказавшись подтвердить назначенную цену. Он выходит из торгов, а цифра, на которой он отпал, записывается или запоминается. Так торг идет до того момента, пока последний (точнее предпоследний) соревнователь не откажется от назначенной цены и кто-то остается с предложенными деньгами один. Ему и достается книга.
Но за сколько? Для удобства расчета представим, что наши пятеро конкурентов отпадали через пятьдесят рублей, то есть Б на сумме сто пятьдесят, В – двести, Г – двести пятьдесят, а Д – соответственно триста и книга, получается, досталась игроку А на этом предложении.
Опять повторим вопрос: «Но за сколько?» Кажется, что за триста рублей, ведь Д, последний конкурент, отпал именно на этой цифре. Ничуть не бывало. Расчет производится следующим образом: первый претендент, в нашем случае Б, отпавший на ста пятидесяти рублях, получает разницу между ценой покупки (в нашем случае сто рублей) и своей последней ценой, деленную на количество торгующихся. В нашем опять же случае – десятку, потому что он отпал на ста пятидесяти, разница между этой цифрой и сотней, как легко заметить – полтинник, который при дележке на пятерых участников дает десять рублей.
Со вторым, третьим и четвертым претендентом получается то же самое. Они получают соответственно 200 – 100 = 100 / 4 = 25 игрок В, 250 – 100 = 150 / 3 = 50 игрок Г и 300 – 100 = 200 / 2 = 100 игрок Д. Следовательно игроку А лот достается не за триста, а за сумму 100 (первоначально уплаченных в кассу аукциона) + 10 игроку Б + 25 игроку В + 50 игроку Г + 100 игроку Д. Всего - 285 рублей, что как не трудно заметить меньше трехсот. Немногим, но меньше…
Но, во-первых, все-таки меньше, во-вторых, наш расчет был очень туп, так пропорционально в реальной жизни не бывает, и обычно разница между названной суммой и выплаченной значительно больше, и, в-третьих, деньги твои пошли коллегам, а не неведомому сдатчику или аукционисту. И в следующий раз при «вязке» ты тоже получишь такой отходняк за что-то тебе не очень нужное, то есть фактически поднимешь их с пола.