Деньги для портных
Шелковые банкноты Хорезмской Народной Советской Республики достоинством 5000, 1000 и 500 рублей
Выпустившая их республика просуществовала меньше полудесятка лет, и выпущенные ею банкноты были в обиходе недолго. Тем не менее, когда пришла пора обменивать необычные деньги, мало кто согласился с ними расстаться. Их было много, но до современных коллекционеров дошли единичные экземпляры, потому что, даже перестав быть платежным средством, эти яркие разноцветные купюры служили людям до самого конца. Угадаете, о чем речь?
Когда хан Хорезма отрекся от престола, был объявлен Первый Хорезмский Курултай (т.е. «собрание») и вместо Хивинского ханства в 1920 году на картах появилась Хорезмская Народная Советская Республика (ХНСР, узб. Xorazm Xalq Sho'ro Jumhuriyati). По заключенному юной республикой с РСФСР договору ХНСР признавалась полностью самостоятельным и независимым государством — а значит, нуждалась и в собственной валюте, тем более, что с упразднением Хивинского ханства его деньги — медные, серебряные и бумажные таньги — чеканиться и печататься перестали. Вместо них появились рублевые банкноты и монеты. Первыми были монеты в 20 рублей и банкноты в 250 и 750, далее ассортимент и номинал выпусков увеличивались — и за год дело дошло до того, что самой крупной банкнотой стала 25 000-рублевка.
Монеты Хорезмской Народной Советской Республики достоинством 500, 100, 25 и 20 рублей
Первые революционные годы были богаты на бонистические изыски — деньгами при необходимости провозглашали любую привлекательную вещицу, которую было трудно подделать на территории того или иного государственного образования — известны даже «купюры» из винных этикеток с соответствующими надпечатками. С одной стороны, у хорезмских назиров (министров) не было не то, что готовых этикеток — даже толкового типографского оборудования и пригодной для изготовления дензнаков качественной бумаги. С другой — Хивинское ханство не зря находилось в тех краях, где в древности пролегал Великий Шелковый путь: высококачественного шелка здесь хватало. Кроме того, местные мастера превосходно умели наносить на ткань разнообразные цветные рисунки стойкими растительными (марена, чернильный орешек, составы из листьев разнообразных местных деревьев и кустарников) и животными (кошениль) красками. Для закрепления цвета и дополнительного уплотнения ткани использовалась смола плодовых деревьев, чаще всего абрикоса. Проверенные временем рецептуры красок, развитое ткацкое производство и освященность идеи почтенными традициями (деньги из ткани имели хождение в средневековом Китае) натолкнули на идею выпуска собственных банкнот на ткани еще последних правителей Хивинского ханства. Первый выпуск шелковых денег Хивинского ханства, датированный 1337 г. хиджры (7.10.1918–25.09.1919) был надписан арабским шрифтом: «Бумажная деньга по высочайшему указу правительства Хорезма», украшен изображениями полумесяца и звезды, предупреждением о каре за подделку по законам государства и круглыми печатями министров финансов и внутренних дел, главного управляющего и кассира государственного банка, а также управляющего государственной казной. Также банкноты нумеровались и снабжались написанием номинала, как по узбекски, так и по-русски (во втором случае частенько с ошибками в правописании и начертании букв). Всего выпусков было три, на общую сумму 3 млн рублей (пять таньга равнялись одному российскому рублю), так что сегодня эти деньги являются редкостью.
Шелковые банкноты Хивинского ханства достоинством 250, 200 и 100 рублей
Варианты герба Хорезмской Народной Советской Республики
И.Богословская и Б. Голендер в своем очерке «Хорезмийские шелковые деньги» описывают процесс их изготовления так:
«На простейшем станке ткалась из натурального местного шелка лента шириной 11 см, которая нарезалась на прямоугольные куски длиной 15 см. Неаккуратная поперечная резка шелковой ленты давала характерные «махры» по вертикальным сторонам банкнот, что, кстати, является признаком подлинности.
Надписи и изображения наносились на шелк вручную со специальных штампов-клише (калыбов). Если бумажные денежные знаки в Хиве печатались с помощью бронзовых калыбов, то штампы для шелковок, скорее всего, были деревянными — в соответствии с местной традицией печати на тканях. Об этом свидетельствует большое число разновидностей шелковых ассигнаций, что может быть только при быстром износе клише для печати. Известный ташкентский коллекционер старшего поколения М.С. Кожухин, например, считал, что калыбы для шелковых ассигнаций Хивы изготовлялись из древесины карагача. Они были отдельные для каждого цвета, и изображения создавались с их помощью последовательно, в несколько операций. Внешне калыбы выглядели как деревянные кубики с углублениями для пальцев мастера на двух противоположных нерабочих поверхностях. Большим и безымянным пальцами мастер брал калыб, как пианист аккорд на рояле, и, обмакнув его в краску, наносил вручную соответствующий рисунок или надпись на шелковой заготовке — полотне».
Деньги ХНСР, точно по таким же «рецептам» выпускавшей собственные вариации на тему хивинских «шелковок», дошли до наших дней в бОльших количествах — в отличие от Хивинского ханства, народная республика не стеснялась широких жестов и за первый же год выпустила на 500 млн рублей банкнот. Так же, как и «шелковки», деньги Хорезмской республики были очень яркими. Нарядные надписи по-узбекски арабским шрифтом сообщали, что «бумажная деньга» выпущена Хорезмской народной советской республикой, обеспечивается всем имеющимся достоянием государства, а подделка ассигнации преследуется по закону революции. В силу того, что производились эти банкноты из шелка ручной работы, надпечатывались вручную же растительными красками, очевидно заметное расхождение материалов и цветов на разных банкнотах одного и того же номинала и партии. Если добавить, что не только дизайн купюр, но также герб и флаг молодой республики на момент выпуска этих денег еще не имели каноничной, официально утвержденной и зафиксированной формы, никого не удивит, что хорезмские шелковые деньги потрясают разнообразием: каждый номинал их украшен на свой лад нарисованным гербом. Разнятся и надписи, и наличие или отсутствие вокруг подписей назиров многоугольных или прямоугольных рамок. В варианте «Назир финансов Мухаммад Рахимов (Мухаммадшах Мухаммадрахимов). Председатель Совета народных назиров Ходжинияз Юсупов. Казначей Мухаммад Амин (Ишчжанов)» подписи встречаются на банкнотах номиналом 500, 1000, 2000 и 5000 рублей, датированных 1338 и 1339 гг. хиджры. В варианте «Временный казначей Мухаммад Амин Ишчжанов. Председатель Временного революционного комитета Джаббарберган Кучкаров. Временный назир финансов Мухим Нуруллаев» подписи зафиксированы только на датированных по-европейски, 1921 годом, номиналах в 1000, 2000 и 5000 рублей.
В 1938 г. исследователь банкнот В. М. Соколов отметил: «В шелковых тинговых знаках Хивы так много различий…, что каталогизировать их невозможно. При сравнительно небольшом количестве сохранившегося тингового шелка почти каждый знак имеет свои особенности».
Опыт веков свидетельствует, что такие деньги не только сложнее подделать, чем примитивные бумажные без соответствующих степеней защиты, но они еще и намного прочнее, чем любая печатная ассигнация. «Куски материи с печатью уйгурского хана (камду), имевшие хождение в качестве денег, раз в семь лет чинились, стирались, и на них снова ставили печати», — сообщал в своем словаре-справочнике «Диван лугат ат-турк» (XI в.) Махмуд аль-Кашгари. Т.е. даже после семилетнего хождения по рукам, стирки, штопки и повторного нанесения рисунка кусочки ткани оставались достаточно прочными и цельными, чтобы продолжать служить платежным средством! Прочность и красочность шелковых денег сослужила коллекционерам, с одной стороны, добрую службу — дошедшие до нашего времени банкноты из ткани безупречно сохранились и почти не выцвели. С другой стороны, именно эти качества лоскутков плотного шелка лишили современных бонистов неисчислимого количества потенциальных превосходных экспонатов!
После преобразования ХНСР сперва в ХССР (Хорезмскую Советскую Социалистическую Республику), а затем и вовсе упразднение ее (ХССР по частям вошла в состав вновь образованных Узбекской ССР, Туркменской ССР и Каракалпакской АО) деньги ныне несуществующего государства также перестали существовать: обмен хорезмских рублей на советские по курсу 1:1 завершился к осени 1923 года. Однако практичные местные жители старые, деноминированные денежные «лоскутки», похожие на миниатюрные восточные коврики, сдавать не стали, предпочтя использовать их в хозяйстве. Из качественного плотного шелка получались шикарные стеганые халаты, покрывала, одеяла и тюбетейки, изготовленные в лоскутной технике «пэчворк». Путешествовавшие по Средней Азии в советские времена видели у населения подобные предметы одежды и обихода не только в 40-х, но и в 60-х годах ХХ века — «денежный» шелк оказался невероятно носким и в прямом смысле слова передавался по наследству. Правда, о том, чтобы превратить красочные изделия народных промыслов обратно в коллекционные банкноты не приходилось даже мечтать — о сохранности купюр мастерицы, создававшие из них одежду и ковры, не заботились, банкноты подрезались, обметывались и подгонялись друг к другу в соответствии с замыслом швеи. Разумеется, в своем новом виде они могли заинтересовать разве что этнографов и специалистов по истории костюма, а бонистам оставалось только кусать локти.
Тем ценнее для увлеченных коллекционеров и специалистов по банкнотам первых лет советской власти те шелковые ассигнации, что все же дошли до наших дней в минимально поврежденном и выцветшем виде, сохранили первоначальные размер и форму. Сегодня они стоят куда больше, нежели в момент своего создания, и уж точно никто не осмелится святотатственно сострочить из них коврик или покрывало на кровать!
Список литературы
Богословская И., Голендер Б. Хорезмийские шелковые деньги, http://www.sanat.orexca.com/rus/archive ... nder.shtml
Жуков А. А. Малышев В. П. Энциклопедия. Денежные эмиссии Средней Азии. Туркестанский край (1918–1923). Санкт-Петербург, 2005
Соколов В. М. Полный каталог бон, выпущенных на территории СССР в период времени с 1914 по 1925 год. ВОК, Ростов-на-Дону, 1938.
История Хорезмской народной советской республики. Сборник документов. Ташкент, 1976.
Шэфер Э. Золотые персики Самарканда. М., 1981.