С VIII по VI вв. до н.э. в эпоху Великой греческой колонизации происходило образование греческих городов на чужих территориях в большом удалении от собственных, от Атлантики до Кавказа. Процесс протекал не стихийно. Сначала греки производили разведку выбранных земель, на этих местах появлялись фактории, торговые склады, а потом – города.
Только один греческий город Милет основал от 80 до 90 колоний, в большинстве своем на берегах Черного моря. Одним из таких городов была Ольвия, которая находилась с VI в. до н.э. до IV в. н.э. на территории современной Украины в районе города Николаев. Выходцы из Милета основали полис у слияния рек Днепр и Буг – удобных речных торговых магистралей.
Рис 1. Вид Ольвии. Реконструкцуия С.Д. Крыжицкого
Было установлено, что на момент прихода греков оседлое население на выбранной территории отсутствовало. Аборигены этих земель – скифы либо дали молчаливое согласие на строительство города, либо между греками и скифами сразу возникли партнерские отношения.
В V в. до н.э. пребывает вторая партия поселенцев, основавших в окрестностях города Хору (сельскохозяйственный округ), что позволило экспортировать в Элладу необходимый ей хлеб.
В течение двухсот лет ольвийцы жили спокойно, совершенствуя свой город и сельскохозяйственные угодья. В IV в. до н.э. город претерпел осаду войск Зопириона – полководца Александра Македонского, но ольвиополиты при помощи скифов отразили нападение неприятеля.
В III в. до. н.э. произошла природная катастрофа – оползень, нанесший колоссальный ущерб хозяйству Ольвии, в это же время на территорию Скифии мигрировали новые племена кочевников, не столь дружественные грекам как скифы.
Возможно, в связи с этим ольвийцы стали искать сильного протектора, способного защитить их от нападения кочевников. Сначала (II в. до н.э.) это были скифы (в городе чеканились монеты с именами скифских царей Фарзоя, Скилура), затем – понтийский царь Митридат VI Евпатор, который объединял греческие города-государства в борьбе против Рима. Но в I в. до н.э. римлянам удалось победить Митридата, и после его смерти Ольвия была полностью разграблена и уничтожена гетами. Только через несколько десятилетий жители смогли вернуться в свой город после разгрома гетов римлянами. Около 400 лет Ольвия находилась под протекторатом Рима, но в III в. римский гарнизон покинул Ольвию, так как ослабленная к этому времени Римская империя оказалась не в состоянии удерживать свои столь дальние рубежи. В IV в., вероятно, варвары уничтожили Ольвию, и на этот раз окончательно. Тысячелетняя история города завершилась.
В XIX-XX вв. проводились систематические археологические раскопки, которые позволили реконструировать жизнь города. Были обнаружены: мощные оборонительные стены и боевая башня (самая большая башня античного мира на юге бывших Российской империи и СССР), казармы римского гарнизона, святилища Зевса и Аполлона, жилые дома разных столетий, гончарные мастерские, театр, здание гимнасия со сложной системой отопления и водопроводом (V в. до н.э.). Обнаружены расписные керамические сосуды со сложными орнаментами и сюжетными композициями.
Рис 2. Национальный заповедник «Ольвия»
На территории Хоры найдены жилища, зерновые ямы, печи, погреба, орудия труда, святилище Деметры. Население хоры составляли греки и представители дружественных кочевых племен: скифы, сарматы, а с I в. до н.э. – фракийцы.
Рядом с агорой (центральная площадь города) найдены торговые ряды, здание Магистрата. По политическому укладу Ольвия была рабовладельческой республикой. Финансовыми вопросами и выпуском денег ведала коллегия Семи и коллегия Девяти.
В переводе с греческого языка «Ольвия» – «счастливая, богатая» и город действительно являлся крупным процветающим международным торговым центром. Ольвия торговала не только своей продукцией, но и служила посредником между Элладой и племенами Восточной Европы.
Интересен найденный при раскопках документ – закон Каноба о запрете обращения иностранный денег на территории Ольвии. Закон был одобрен народным собранием и высечен на мраморной стеле. Заморские купцы при въезде в город обязаны были обменять свои деньги в строго установленном месте на монеты Ольвии, а перед отъездом произвести обратную операцию. Таким образом защищались экономические интересы полиса.
В Ольвии сложилась оригинальная денежная система. Основную функцию денег выполняли архаические монеты – статеры, по большей части так называемые «кизикины», изготовленные в греческом городе Кизик и выступавшие в качестве международной валюты в городах греческого мира с VI по IV вв. до н.э. А вот в качестве разменной монеты использовались отлитые из бронзы собственные ольвийские “монеты-стрелки” и “монеты-дельфины”.
В коллекции нашего Музея представлены “монеты-дельфины”, использовавшиеся в самый ранний период истории Ольвии – греческий (выделяются три периода: греческий, греко-скифский и римский).
Ученые не готовы определить номинал этих монет, их соотношение со статерами, так как вес слитков – единица не постоянная. В Британском музее представлена “монета-дельфин” весом 103 гр.; в Одесском Археологическом музее – 70,8 гр.; в Государственном Историческом музее – 71,5 гр. Такие монеты встречаются редко. Наиболее распространенными являются дельфины весом от 1,3 до 4 гр., в коллекции ГИМа их около 100 экземпляров. В коллекции нашего Музея находится 4 монеты весом от 2,03 до 3,20 гр. Маленькие “монеты-дельфины” ученые условно называют «рыбки» противопоставляя их “монетам-дельфинам” большего веса.
По внешнему виду монеты-дельфины тоже отличаются. Одни отдаленно по форме напоминают дельфинов, а другие дают практически точное изображение животных. Большинство дельфинов имеют в головной части выпуклость в виде глаза, но встречаются экземпляры “без глаз”. Различаются остроносые и тупоносые дельфины, а также с плавниками (внутренними, внешними) и без них.
Первоначально ученые предполагали, что разные типы монет были изготовлены в разное время, но научные изыскания позволили доказать, что они могли выпускаться одновременно.
С чем это было связано? Возможно, разные мастера использовали разные формы для отливки монет. Раскопки Ольвии позволили сделать вывод о том, что в городе находилось не менее трех литейных мастерских.
Еще одна версия, объясняющая разнообразие видов дизайна, такова: данные монеты первоначально являлись выпусками частных лиц и лишь впоследствии их производство было взято под контроль государством. Существует сомнение ученых и по поводу того, как государство могло контролировать выпуск этих монет? Уровень развития бронзового литья в Ольвии был достаточно высок, и при доступности сырья любой литейщик мог изготовить монеты в любом количестве. Вопрос так и остается открытым. Несомненным является только тот факт, что фигурки дельфинов действительно являлись платежным средством.
В коллекции Музея денег находятся так называемые анэпиграфные монеты-дельфины (без надписей). По мнению ученых, они являлись более ранними и предшествовали эпиграфным монетам с надписями. Интересно, что такие надписи встречаются как на монетах-дельфинах, так и на круглых литых ольвийских монетах – ассах.
Значение надписи – APIXO – найти не удалось. Возможно, это – обозначение эмитента – конкретного человека или членов магистрата? Личные имена на монетах впоследствии были заменены на название полиса – OLBIO, что явилось, безусловно, признаком государственной эмиссии, но на “монетах-дельфинах” таких надписей еще не было, они появились только на круглых ольвийских монетах – ассах в IV в. до н.э..
Первоначально “монеты-дельфины” были найдены в ритуальном сооружении, где обнаружены жертвенные ямы, зольник, посуда и другие культовые предметы. Некоторые ученые в связи с этим считают, что фигурки дельфинов изначально выпускались святилищами как храмовые деньги (феномен характерный для истории Древней Греции). Некоторые полагают, что они использовались в обрядовых целях с целью прославления бога Аполлона – символом которого являлся дельфин, а уж потом стали официальным государственным платежным средством.
Возможно, фигурки дельфинов действительно применялись в дни весенних праздников – Дельфиний, во время которых ольвийцы прославляли Аполлона за возобновление прерываемого на зиму мореплавания. Считалось, что Аполлон Дельфиний превращался в дельфина и вел корабли нужным курсом.
Еще один вариант применения “монет-дельфинов” в ритуальных целях – использование их в захоронениях в виде “обола Харона” (Харон – мифологический перевозчик душ через реку Стикс в Аид – подземное царство мертвых, получавший за это плату в виде одного обола). Не оспаривая такое использование “монет-дельфинов”, некоторые ученые все же считают, что сначала фигурки дельфинов выступили как официальные деньги государства, а уж потом реальные монеты стали применяться в роли “оболов Харона”. В данном ритуале важна двойная символика “монет-дельфинов”: с одной стороны – монета, с другой – образ самого дельфина как покровителя счастливого перехода в царство мертвых.
“Монеты – дельфины” пришли на смену “монетам-стрелкам”(см. материал в предыдущем номере журнала). Первые поселенцы (VI в до н.э.) почитали Аполлона Врача, символом которого являлись стрелы. У представителей второй волны колонистов (V в. до н.э.) возник конфликт с первопоселенцами. В связи со сложившейся ситуацией, с целью урегулирования проблемного взаимодействия внутри греческого социума, Дидамский оракул провозгласил покровителем этих земель Аполлона Дельфиния – «умиротворителя», символом которого являлся дельфин – животное умное и миролюбивое. В Ольвии, таким образом, существовало впоследствии два храма: один – посвященный Аполлону Врачу; второй – Аполлону Дельфинию. В связи с этим вполне логично предположить, что “монеты-стрелки” и “монеты-дельфины” имеют один источник происхождения – культ Аполлона. Таким образом, «монеты-стрелки» сменились «монетами-дельфинами» как реакция на смену ведущей роли почитаемого бога («монеты-стрелки» вышли из обращения в V в. до н.э., «монеты-дельфины» – в IV в. до н.э.)
Подтверждением данной гипотезы является существование так называемых гибридных монет, сочетающих в себе образ стрелы и дельфина одновременно, так называемые “стреловидные дельфины”. Такие монеты находятся в коллекции Одесского нумизматического музея.
Дельфин наряду с орлом стал содержанием эмблемы города Ольвии. В настоящее время при входе в Национальный историко-археологический заповедник «Ольвия» мы можем увидеть эту эмблему.
Изображение олицетворяло двух богов: верховного Олимпийского бога Зевса (его символ – орел) и Аполлона (его символ – дельфин). Такое изображение присутствовало на реверсах ольвийских монет в IV в. до н.э. На аверсе, в свою очередь, изображалась богиня Деметра – покровительница земледелия, являвшегося особо важной частью хозяйственной деятельности ольвиополитов.
Ученые утверждают, что такие монеты использовались в Ольвии наряду с еще не вышедшими из обращения “монетами-дельфинами”.
В Греции дельфины как священные животные, спутники богов часто изображались на монетах и других городов-государств: Тарента (бог Тарент – сын Посейдона верхом на дельфине), Сиракуз (нимфа Аретуза в окружении дельфинов) и др.
Помимо наделения его ролью спутника богов, его ценили и по другим основаниям. Например, он являлся символом скорости (так как считался самым быстрым морским животным); символом надежности, предусмотрительности (так как, несмотря на скорость, способен вовремя остановиться); символом дружелюбия по отношению к человеку (так как часто помогал рыбакам загонять в сети рыбу); символом навигации (так как его поведение в ситуации смены погоды определяло действия моряков: когда погода изменяется к худшему, дельфин уходит на глубину). Дельфин с древних времен рассматривался как символ спасения – он не раз спасал утопающих людей – и даже как символ искупления вины. По легенде пираты захватили в плен Диониса, и в наказание за это он превратил их в дельфинов, впоследствии разбойники раскаялись и стали помогать тем, кто терпит бедствия на воде. Дельфин также являлся символом радости, праздника.
Традиция изображать дельфинов сохраняется на современных монетах разных стран: Греции (до вступления в Евросоюз), России, Польши, Исландии, Тувалу, Конго и др.
Материал подготовлен И.Р. Федорковой для журнала “Банкноты стран мира”