Принято считать, что подделка — это однозначно плохо. Но не все они делаются для того, чтобы кого-то обмануть (вспомним хотя бы изображения различных купюр с надписью «образец», которые можно встретить в банках). Для историка поддельные монеты представляют не меньший интерес, чем подлинные, так как могут многое сказать об уровне развития техники определенного времени и проч.
Некоторые явные фальшивки обросли легендами и желанны в коллекциях нумизматов даже более, чем подлинники. Примером может служить история с константиновским рублем — полумифической монетой, отчеканенной на царствие Константина, брата умершего императора Александра I. Поскольку в итоге на престол взошел Николай, монета так и не была пущена в обращение.
В нумизматике различают подделки следующих видов:
- Фальшивые монеты — монеты, повторявшие внешним видом действующие на момент чеканки деньги и пускаемые в обращение. Создавались для личной наживы, потому чеканились из металла меньшей пробы или вовсе из более дешевого металла. Грешили этим не только отдельные авантюристы, но и государственные монетные дворы. Правда, выпускали монеты других государств. Так, более века на Петербургском монетном дворе печатались фальшивые нидерландские дукаты и турецкие куруши, а за границей изготавливались российские монеты петровского и екатерининского образца.
- Поддельные монеты — также имеют целью обман, но не человека, получающего ее в качестве платы за что-либо, а коллекционера-нумизмата. Как правило, эти копии изготавливаются значительно позже того времени, когда оригиналы имели хождение. Их не чеканят огромными тиражами — это просто не нужно, так как одна такая монета может стоить баснословных денег.
- Новодельные монеты — специфический вид подделок. Конечно, это неподлинные монеты, но как бы «законные», выполненные на государственных монетных дворах. Дело в том, что до 1890 года российские монетные дворы официально предлагали такую услугу: за определенную плату по просьбе частных лиц чеканили любые монеты, вышедшие из обращения. Штемпели использовались либо сохранившиеся оригинальные, либо изготавливались заново. Благодаря этой практике увидели свет копии многих пробных монет, которые вовсе не пускались в обращение, а также утраченные в процессе бесконечной перечеканки.
- Монета-копия — самая безобидная из всех. Изготавливается на современном оборудовании, с применением современных материалов. Главным отличием является специальная метка, указывающая на то, что перед вами копия. Способна ввести в заблуждение только самых доверчивых и невнимательных.
В музее «Конрос» собрана уникальная экспозиция поддельных монет, с указанием способов их изготовления. Глядя на ряды фальшивок, сторонний человек вряд ли найдет отличия их от подлинников. Не всегда это сделает и опытный эксперт, так как подделки иногда бывают чрезвычайно похожи на оригиналы.
Технологий изготовления фальшивых монет не много: литье под давлением, штамповка вновь изготовленными штемпелями и гальванокопия. При использовании неблагородных металлов иногда производится дополнительное серебрение или золочение, которое, впрочем, быстро стирается и становится заметным. Иногда выделяют отдельно исправление подлинной монеты — доработки букв и т.д. - с целью придания ей необычного, а значит, раритетного вида. Зачем? Конечно для того, чтобы продать подороже.
За столетия невидимой борьбы властей и коллекционеров с фальшивомонетчиками разработаны многочисленные методы определения подделок. В самом общем виде определение подлинности состоит из двух этапов: музейной экспертизы и экспертизы технико-технологической.
Первая, в свою очередь, делится на тщательное изучение внешнего вида монеты экспертом, и здесь большую роль играет личный профессионализм и опыт, и на сверку с оригиналами, что предполагает наличие обширной коллекции подлинных монет.
Экспертиза технико-технологическая также делится на два этапа:
- Технический этап — определение соответствия оригиналу различных технических параметров. Прежде всего, состава металла, ведь как бы не была внешне хорошо сделана подделка, наличие «неправильного» металла выдает ее с головой. На монетных дворах также тщательно следят за весом заготовок, потому вес исследуемой монеты не должен существенно отличаться от веса подлинника.
Если вес монеты определить несложно с помощью точных весов, то для неразрушающего определения металла используются более хитрые приборы и методы. Принцип одного из них предложен еще Архимедом. Его история с определением количества золота в царской короне с помощью воды в ванне известна всем. Спустя много веков метод гидростатического взвешивания был существенно доработан и стал наиболее распространенным неразрушающим способом определения плотности металла в различных образцах, в том числе в монетах. Однако он не применим к образцам, содержащим в сплаве более двух металлов.
Другой неразрушающий способ определения, дающий более точные результаты - метод рентгенофлуоресцентного спектрального анализа. Обычно его используют в горном деле, для выявления полезных руд в образцах породы, но, как показала практика, его можно применять и для определения состава металла в старинных монетах. Прибор, работающий на этом принципе, эксплуатируется сейчас в «Конросе».
- Технологический этап — соответствие технологии изготовления образца технологии изготовления оригинала. Опытный технолог может определить не только признаки, характерные для литья, штамповки и гальванокопии, но и способ гуртения (обработки ребра), заметить следы обработки штихелем и многое другое. Зная технологию производства монет в разные времена на разных монетных дворах, можно с большой вероятностью сказать, подлинник перед вами или подделка.
Например, литье никогда не применялось в производстве монет, так как даже под давлением оно дает не совсем точный рисунок. Остывая, металл «усаживается» и весит меньше, чем нужно. Свободные от рисунка места становятся не гладкими, как при чеканке, а шероховатыми.
Свои особенности — у гальванокопии. Такая монета всегда собирается из двух половинок, скрепляемых легкоплавким металлом, обычно свинцом. Поэтому взгляда на гурт часто хватает, чтобы раскрыть обман.
Определение подлинности монет — сложный процесс. Каждый этап экспертизы может «снять бегуна с дорожки», и выигрывает только тот, кто дошел до конца. Оно и понятно — нелепо, согласитесь, признавать подлинной монету только из-за правильности рисунка, или только из-за соответствия металла оригинальным образцам.
Но истина, конечно, дороже. Ведь настоящий нумизмат — это не просто собиратель монет, а человек, чувствующий и трепещущий от бездонной толщи истории, скрытой в маленьком артефакте, лежащем у него в руке. Подделка может ничем не отличаться от оригинала, но только подлинная монета помнит миллионы рук великих и ничтожных людей, живших тогда, когда еще никто не мог сказать, появимся ли мы. Она помнит чьи-то слезы и радости, чьи-то надежды и страхи. В кружке покрытого патиной металла со стершимся рисунком — отражение миллионов судеб. А поддельная монета подвергает сомнению существование самых этих судеб, предает их. Потому священный долг нумизмата — выявить подделку и разоблачить ее.
«Конрос-Информ»