"Обмен". Рассказ из сборника "Четвертая сторона монеты".

Ответить
Аватара пользователя
admin
Site Admin
Сообщения: 1982
Зарегистрирован: 20 ноя 2017 14:40
Город: Молдова
Благодарил (а): 682 раза
Поблагодарили: 968 раз
Статус: Не в сети

"Обмен". Рассказ из сборника "Четвертая сторона монеты".

Сообщение: # 493Сообщение admin
11 янв 2018 07:30

3_kopeyki_1931.jpg
3_kopeyki_1931.jpg (42.35 КБ) 5080 просмотров
В советской нумизматике есть такое понятие - «монеты-перепутки». Объясню вкратце: советские мо­неты, отчеканенные до 1957 года, номиналом 3 и 20 копеек, по диаметру почти одинаковые. В этой связи, в обращении попадаются трехкопеечные монеты, гербо­вая сторона которых отчеканена штемпелем двадцатикопеечника, и наоборот. Отдельные из таких «перепуток» встречаются крайне редко и представляют значи­тельный интерес для коллекционеров, интересующихся разновидностями советских монет.

В стародавние времена - в начале 90-х годов про­шлого века - на «Таганке» около магазина «Нумизмат» постоянно находился коллекционер по прозвищу Лис. К слову сказать, этот Лис очень хорошо разбирался в разновидностях советских монет и их ценах, постоянно просматривал монеты и довольно часто находил инте­ресные экземпляры. Волосы у Лиса были рыжеватые, взгляд хитрый с прищуром - возможно отсюда и такое прозвище. Вместе с Лисом здесь же всегда крутилось несколько молодых коллекционеров, которых он учил и натаскивал. На «Таганке» их звали «лисята».

В одну из пятниц, купив небольшую партию мо­нет, Лис нашел «перепутку» - 3 копейки с «чертой». На двадцатикопеечных монетах этого периода с гербовой стороны по канту проходила надпись «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», разделенная чертой. И, соответ­ственно, если на трехкопеечной монете вместо букв «СССР» стояла черточка, то отсюда и название такой монеты - «трешка с чертой».

Монета, которую нашел Лис, была редкой и оце­нивалась на то время в 100 долларов, что для начала 90-х годов было очень большими деньгами! Взволно­ванный и переполняемый счастьем, Лис сел в троллей­бус «Б» и проехал аж целый круг по Садовому кольцу. Только после этого, слегка успокоившись, вернулся на «Таганку» и рассказал о своей находке Грише - своему таганскому «коллеге» по увлечению.

Надо сказать, что Гриша разбирался в монетах нисколько не хуже Лиса. Он «рыл», просматривал большие массивы советских монет, имел связи в одном из банков, где его запирали на ночь для просмотра мешков с монетами, а утром выпускали. Найденную и отобранную им «мелочь» Гриша выкупал у банка по номиналу, чему был очень рад и доволен. Таким обра­зом, его кропотливый труд хорошо оплачивался, ведь интересные и редкие монеты всегда можно было легко и быстро продать на «Таганке».

Еще нужно отметить и то, что Гриша как коллек­ционер был очень страстной натурой, и при виде нужной ему монеты сразу «загорался», усилий на приобре­тение монеты в свою коллекцию не жалел. Лис это прекрасно знал и рассчитал все правильно. К тому же, дело еще было в том, что в то время разновидности мо­нет собирали многие, но вот платить за них, да еще большие деньги, желающих находилось мало. Потому- то Гриша и Лис договорились об ОБМЕНЕ.

Вся нумизматическая «Таганка» была наполнена слухами об этой сделке и конечно ждала, когда же данный ОБМЕН наконец произойдет и чем же это все за­кончится. Самое интересное в данной ситуации было то, что оба коллекционера хотели «сохранить лицо»: чтобы один мог утверждать, что монета досталась ему дешево, а другой, что отдал ее дорого. Для этого ОБ­МЕН они договорились провести при свидетелях, а в качестве «арбитра» предложили мою кандидатуру.

Гриша и Лис по очереди подошли ко мне и попро­сили быть «секундантом» происходящего ОБМЕНА, а в благодарность каждый пообещал подарить мне по монете в мою коллекцию. Я тогда только начинал со­бирать монеты, и «дырок» у меня было достаточно - это обещание им было легко выполнить. Конечно, я со­гласился.

В субботу в назначенное время собрались все трое. Первым начал Гриша:

- Покажи-ка свою монету...

Взяв в руки найденные Лисом 3 копейки с «чер­той», он «пропел» о ней все, что в таких случаях пола­галось:

- «Трешка» конечно битая, прочеканена плохо, поверхность с коррозией, гурт неровный, потертая... А нормальной целой такой монеты у тебя случайно нет?

На что Лис очень спокойно ответил:

- Не хочешь, можем и не меняться. А теперь по­кажи-ка свои монеты...

Тут Гриша самодовольно достал свой альбом и, проведя рукой по первой странице, гордо сказал:

-Вот!

На странице альбома была дюжина ликвидных пя­тидолларовых монет вполне в коллекционном состоя­нии. Лис внимательно и медленно рассмотрел весь альбом и особенно предложенную страницу, а потом хладнокровно спросил:

- А монеты-то где?

Гриша подпрыгнул как ужаленный и с криками: «А это тебе не монеты? А это тебе не монеты?» - начал тыкать Лису альбомом прямо в лицо. На первой стра­нице монет было на 50-60 долларов, что явно не соот­ветствовало стоимости найденной «трешки с чертой». Поэтому Лис продолжил далее:

-И это все???

- Тогда вот! Вот! И еще вот! - вскричал Гриша, подскакивая от нетерпения и проводя рукой еще по двум страницам альбома...

Но это явно был уже перебор: на трех страницах альбома монет было уже на 150-180 долларов, что поч­ти вдвое превышало стоимость меняемой монеты. Все участники ОБМЕНА понимали, что «прения» пора за­канчивать: больше, чем предложено Гришей, Лис не получит, но и за меньшее из того, что он увидел в аль­боме, свою монету не отдаст. И тут оба посмотрели на меня.

- Считай! - сказал мне Лис.

Конечно, и он, и Гриша не хуже меня знали стои­мость монет, но я взял альбом в руки и сделал вид, что считаю. Наступил САМЫЙ важный момент ОБМЕНА, ведь от моей «дипломатичности» зависело теперь очень многое, если не все... С глубокомысленным ви­дом я сначала подошел к Грише и шепнул ему на ухо: «95 долларов». А затем, подойдя уже к Лису, я тихо шепнул: «200 долларов и ни цента меньше».

Это было именно то, что они и хотели услышать. Из-за чего и ради чего меня и позвали в «арбитры». Ве­ликий ОБМЕН состоялся! Довольны были все! Гриша - потому что редкая монета в коллекцию досталась ему всего за 95 долларов. Лис - потому что получил много монет на дикую сумму в 200 долларов. Я - потому что за две тихие, но грамотные фразы получил в коллек­цию две приятные десятидолларовые монеты.

Вскоре Лис уехал из Москвы на свою «малую ро­дину» и на «Таганку» больше не вернулся, а жаль! С уходом Лиса потихоньку исчезли и его «лисята». Гри­ша же оставался завсегдатаем «Таганки» еще очень долгое время.
322241.jpg

Аватара пользователя
Wincod
Пользователь
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 24 дек 2017 20:16
Город: Floresti
Благодарил (а): 75 раз
Поблагодарили: 83 раза
Статус: Не в сети

"Обмен". Рассказ из сборника "Четвертая сторона монеты".

Сообщение: # 1061Сообщение Wincod
11 фев 2018 11:45

Очень интересная статья.

Ответить