При раскопках Херсонеса находились не только монеты эпохи правления византийских императоров, но и моливдовулы — подвесные свинцовые печати. Когда-то они скрепляли документы: официальные грамоты, акты, обычные письма, которые были утеряны в горящем пламени завоеваний великого князя Киевской Руси Владимира Красно Солнышко.
При раскопках Херсонеса находились не только монеты эпохи правления византийских императоров, но и моливдовулы — подвесные свинцовые печати. Когда-то они скрепляли документы: официальные грамоты, акты, обычные письма, которые были утеряны в горящем пламени завоеваний великого князя Киевской Руси Владимира Красно Солнышко.
Моливдовул, IX - X век н.э.
Особенно интересны печати от частных лиц, которые сообщают нам сведения о населении Херсонеса. Но важнее всего буллы чиновников: не многим было тогда дано право скреплять печатями официальные акты. Изучая найденные на территории Херсонесского историко-археологического заповедника печати, можно проследить исторические вехи развития города как в экономическом, так и в социальном плане. При ограниченном количестве надписей и сведений о тех временах, это поистине неоценимый дар для изучающих историю Херсонеса.
Главные и, конечно, самые интересные находки хранятся в музее на территории Херсонесского заповедника, в Эрмитаже и в частных коллекциях.
Здание музея в заповеднике "Херсонес Таврический".
В херсонесском музее насчитываться около 100 печатей, из которых на 18 - наименование Херсонес. 19 моливдовулов, связанные с администрацией города, хранятся в Эрмитаже. Некоторое их количество осело в европейских музеях. По времени печати отсносятся к V-XI векам нашей эры.
Приняо выделять 3 группы печатей, соответствующие трем историческим периодам в истории Византии:
Печати с крестами
Печати с изображением Богоматери
Печати с изображением святых
Печати с крестообразными монограммами
Наиболее ранними являются 20 печатей с крестообразными монограммами, в которых заключается обращение к Христу или богоматери. Датировку этой группы можно отнести в целом к второй половине VII — началу X в. Это такие печати, как комита Херсона Косьмы, кира Херсона Иссака и др.
Печать комита Херсона Косьмы.
На моливдовулах с V и VIII века есть следующие особенности: кружок плоский, шрифт разной толщины, разной высоты и можно заметить долгою горизонтальную черту, которая выступает далеко за вертикальные буквы.
Крестообразная монограмма, надпись: «помоги твоему рабу Иоану, коммеркиарию Херсонеса».
Среди моливдовулов Херсонеса имеется один интересный экземпляр с крестообразной монограммой — это печать протоспафария (одно из высших византийский званий) и стратига (военачальник военного административного округа) Георгия.
Она немного отличается от вышеописанных типов, более мелкими литерами на монограмме и текстом сопутствующей надписи. Еще следует отметить: эта печать более позднего периода. Археологи полагают, что этот тип моливдовулов относился к второй половине X в.
Крестообразная монограмма, надпись: «Господи, помоги твоему рабу Георгию, протоспафарию и стратигу Херсонеса».
Печати графического стиля с изображением Богоматери Никопейи
При раскопках также было обнаружено около десяти экземпляров со сходными или идентичными изображениями богоматери. При этом владельцы этих печатей занимали различные должности и разные чины.
На двух печатях читается имя стратига Иоанна и Сергия, на трех - коммеркиария Сергия, еще два моливдовула - Фотина и Дамиана.
Одна из двух печатей - стратига Иоанна. Погрудное изображение богоматери, держащей изображение младенца Христа. Надпись: «Богородица, помоги твоему рабу Иоанну, императорскому протоспафарию и стратигу Херсонеса»
Печать датирована правлением коммеркиария Дамиана. Надпись: «Богородица, помоги твоему рабу Дамиану, коммеркиарию Херсонеса»
Сюда же отнесем несколько печатей, найденных на территории Херсонеса, что хранятся в Эрмитаже.
Например, ниже - печать епископа Пергама, выполнена вытянутым прямоугольным, строгим шрифтом датируется IX в.
Или печать, принадлежащая епископу Коркиры Пахомию, гравирована прямоугольным, строгим, но менее вытянутым шрифтом.
Печати с изображением святых
Образы святых, так же как и изображение богоматери, часто сходны с византийскими моливдовулами. И так же существует достаточно много вариантов, отличий в размещении надписей, величине и стиле изображения, что и дает возможность историкам и археологам отличать монограммы с изображением святых.
Среди печатей Херсонеса найдено несколько экземпляров, на которых изображены разные святые погрудно и в рост, с спровождающими изображениями в разной стилистической манере. И только одна принадлежит стратигу Херсонеса. К сожалению печать настолько плохо сохранилась, что о ней сложно судить по обрывкам надписей и дате.
Погрудное изображение св. Николая. Надпись: «Святой Николай, помоги твоему рабу ---, императорскому спафарокандидату и коммеркиарию Херсонеса». Историки датируют эту печать правлением Фотина, но это опять же догадки.
Печати с крестами
Печати с крестом на лицевой стороне можно разделить на три основные группы :
с 6-конечным расцветшим крестом на Голгофе (холм, где был распят Иисус Христос);
с 6-конечным пышно расцветшим крестом на Голгофе;
с 6-конечным крестом на Голгофе, без цветения.
Печати первой группы:
«Господи, помоги твоему рабу Льву, императорскому протоспафарию и стратигу Херсонеса» (X-XI вв.)
«Господи, помоги твоему рабу Константину, императорскому протоспафарию и стратигу Херсонеса» (XI в.)
Печать второй группы:
«Господи, помоги твоему рабу Феодору Катасах...протоспафарию и стратигу Херсонеса»
Печать третей группы:
«Господи помоги твоему рабу Сергию, императорскому спафарокандидату и коммеркиарию Херсонеса».
Вот такие интересные артефакты позволяют прикоснуться к истории, почувствтвать движение ее потока. Рассказ хотелось бы закончить словами французского историка А. Рамбо о Херсонесе:
«Никакой город, может быть, не имел истории более славной: расположенный недалеко от руин Древнего Херсонеса на большом высоком мыску, который начинается между заливами Ахтиар и Балаклава, с оградой в сорок стадий, с высокими стенами из каменных квадратов, с мраморными храмами, со зданиями, украшенными ионическими колоннами, от которых теперь не осталось ничего, кроме руин, этот город перенес в средневековый мир традиции старого эллинистического гения. Он показал, на что был бы способен греческий народ, если бы он не был задавлен римским деспотизмом: он доказал, что греческий упадок заключается не в самой нации, но в политических институтах, которые ее угнетали».
Д. Гуменюк