Крестовые походы в ряду прочих факторов объективно способствовали развитию товарно-денежных отношений в Европе. Уже в период сборов грандиозные закупки на дорогу и не менее масштабные распродажи имущества вовлекали в оборот крупные суммы.
Походы проложили пути на Восток, по которым в Европу устремились потоки золота, серебра и предметов роскоши. Большая часть драгоценного металла, награбленного в мусульманских странах, а позднее и в Византии, осела в Северной и Средней Италии. Помимо посреднической торговли дополнительный доход этому средиземноморскому региону приносили выплаты по кредитам, предоставленным крестоносцам. Выгодными для итальянцев были таможенные пошлины и сдача в аренду кораблей для походов.
Наступление воинов-крестоносцев
Кроме того, в пользу Ватикана взымалась ежегодная обязательная дань, вошедшая в историю под названием «денарий Святого Петра». Ее выплачивали жители Англии, Дании, Швеции, Норвегии, Польши и других стран. В некоторых государствах она превратилась в регулярный налог с недвижимости.
Учитывая все сказанное выше, не удивительно, что именно Италия стала первой страной Европы, где сформировался средневековый купеческий капитал. Начиная с XII века ее торговцы переориентировались на внешние рынки. Прежние административные центры отошли на второй план. На передовые рубежи выдвинулись портовые города: Генуя, Флоренция и Венеция.
Интенсивная внешняя торговля способствовала дальнейшему развитию итальянского рынка. Параллельно там же шла порча монеты, то есть уменьшение доли драгоценного металла в ее составе. В конце концов денарий превратился в средство обслуживания мелкотоварного оборота. В других государствах Европы этот процесс протекал с отставанием и завершился несколько позже. Функцию международных денег частично взяли на себя серебряные слитки и чеканившиеся в некоторых странах золотые номиналы, такие как византийские солиды, арабские динары, испанские мараведи, сицилийские августалы и тари.
Низкая покупательная способность денариев, рост потребности в ходячей монете стимулировали увеличение объема денежного чекана. Это лишь усугубляло кризисную ситуацию, отражением которой стали высокие цены и соответствовавшие им громоздкие суммы платежей. Обесцененный денарий мешал оперативности сделок. Возникла необходимость в новых денежных единицах, более емких по номинальной стоимости. Острую потребность в таких монетах ощущала как внутренняя, так и внешняя торговля.
Серебряный турский грош (Франция, 1266)
Вскоре наступила эпоха гроша и флорина, которую сейчас принято ограничивать серединой XIII — началом XVI веков. Утверждению новых номиналов в значительной степени способствовали успехи горного дела. Флорины и гроши получили общеевропейское признание, а затем почти повсеместно утвердились в качестве основных денежных единиц. К тому времени обесцененные денарии полностью изжили себя как международная валюта. Одной из форм их деградации стали тонкие брактеаты.
С возрождением эмиссий золотых монет в Европе была восстановлена система биметаллизма. Флорины/дукаты поддерживали свою стабильность на более или менее постоянном уровне. Гроши подвергались жесточайшей порче — уже в начале XVI века они превратились в разменные монеты, а еще позже стали синонимом мелких номиналов.